СТУДЕНЧЕСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ МГУ

Отзывы

"ОРКЕСТР"

Журнал "Вечерняя Москва", 6.11.98, Галина Сонкина
Позже опубликовано в газете "Московский Карьерист", №3, 2.12.98.

Один вечер из жизни женского оркестра в парижском кафе

Женский коллектив – это всегда занимательно: непредсказуемые ходы, яростные диалоги неизбежно выливающиеся в ссору, нагромождение песчаных замков, толстая замусоленная книга "Домоводство", озера надежды, моря любви и океаны истерики. Материал интересный, богатый, но, безусловно, опасный для режиссера и актеров – трудно избежать штампов, карикатурности и излишней надрывности. К счастью, всего этого не найдешь в постановке Студенческих театральных мастерских МГУ (СТМ) пьесы Ж. Ануя "Оркестр", золотая середина между "слишком" и "никак" найдена ими довольно точно. Один день, а, вернее вечер, из жизни маленького женского оркестра в парижском кафе, где между нотных строк маршей, вальсов, полек разыгрываются мелкие, житейские, а иногда и подлинные человеческие трагедии.

на фото: Вика ЧИСТЯКОВА (Эрмелина)

В первые минуты спектакля память услужливо предлагает подобную, только уже кинематографическую интерпретацию, когда "в джазе только девушки", но довольно быстро понимаешь как далека грустная ирония Ануя от веселых комиксов американской мечты. Даже музыка – не последняя героиня этих двух вещей, выполняет совершенно различные функции. С одной стороны, это – голос мечты очаровательной блондинки Монро ("Я хочу быть любима тобой"), вера в сказку со счастливым концом, с другой – мощный диссонанс происходящему в душе пятерых француженок, подчеркнутое противоречие видимого и скрытого. Очевидно, что музыкальное оформление спектакля – несомненная находка режиссера-постановщика Ирины Лаптевой. Знакомые с детства мелодии оркестра Поля Мориа составляют парадоксальный фон для каждого из "криков души" участниц квинтета. Так Эрмелина (Вика Чистякова), пытаясь поговорить со своим мужем, по сути чрезвычайно далеким и глухим к ее восклицаниям и вопрошаниям человеком, натыкается на стену молчания, выраженную в спектакле, как это ни странно … музыкой. Именно она становится почти физически ощутимой помехой, которую героине приходится перекрикивать, покрывая жизнерадостные аккорды грустными излияниями. Совсем по-другому использована знаменитая тема из "Шербургских зонтиков". Когда на трогательную, глубоко лиричную мелодию Леграна ложится пошлая, откровенная болтовня мадам Ортанс (Ирина Лаптева) воспоминания о былых романах, смычки девушек превращаются в китайские зонтики, которые вращающимися куполками вдруг почему-то начинают напоминать пластинки, такие же старые, как все истории про мужчин и женщин.

Галина Сонкина

Отзывы
Репертуар на 13-й сезон (2005/06 года)
Все спектакли
Главная страница